Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Вручение акта налоговой проверки
 22.08.2019     0
 

Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен


Справка об окончании проверки

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ и приложения 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690.

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации.

Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения.

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Предлагаем ознакомиться:  Кто обязан подать на регистрацию залога недвижимого имущества

Приложение 6. Требования к составлению акта налоговой проверки

  • Главная
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» (утратил силу)
  • Приложение 6. Требования к составлению акта налоговой проверки

ПОДПИСАНИЕ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Получите бесплатную консультацию юриста по любым вопросам Опубликовано Юрист-консультант

Все мы платим те или иные налоги, из налогов формируется значительная часть бюджета страны, и если налоги на доходы физических лиц контролировать достаточно просто, то надлежащее исполнение своих налоговых обязательств организациями и предприятиями, особенно крупными, Федеральной налоговой службе (ФНС), приходится контролировать различными методами.

В том числе и организацией выездных проверок, проводящихся непосредственно на территории такой организации.

Процесс каждой такой проверки регламентирован и оформляется документально составлением акта, в котором отражается информация о результате проверки и выявленных нарушениях налогового законодательства.

Содержание акта, порядок составления, ответственность за нарушения

Так как результаты налоговой проверки могут сильно повлиять на хозяйственную деятельность проверяемой организации, и повлечь за собой последствия в виде судебных разбирательств, требования к составлению акта о результатах такой проверки достаточно строгие.

Проверка деятельности предприятия дело хлопотное, проверяется большое количество информации и документов, не всегда сразу на месте можно оценить масштабы нарушений в сфере налогообложения, и законодателем установлен двухмесячный срок, в течении которого органы ФНС анализируют полученные сведения и заносят их в акт проверки.

Когда документ составлен и подписан проверяющими, в течении пяти дней он предоставляется для ознакомления руководству проверенного предприятия под расписку, при невозможности передать в руки, документ отправляется почтой, заказным письмом.

В акте указываются все выявленные нарушения налогового закона, прилагаются необходимые справки и документы, доказывающие факт уклонения от уплаты того или иного налога, указываются суммы невыплаченных налогов, и предложения по устранению имеющихся нарушений.

После ознакомления с результатами проверки, представитель проверенного предприятия может составить возражение о результатах проверки, если не согласен с указанными в акте нарушениями.

Права и обязанности проверяющих

Всяческое воспрепятствование налоговой службе в процессе проверки, отказ от предоставления необходимой информации карается в соответствии с законом, вплоть до возбуждения уголовного дела.

Проверяющие так же несут все виды ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, тем более, если это повлекло за собой значительный ущерб проверяемой организации.

12345678910

  1. I. Организационно-правовые аспекты приема и проверки подписных листов
  2. I. Порядок проверки и оценки физической подготовленности
  3. IV. Организация проверки сообщений о преступлениях
  4. IV. Оформление итогов проверки подписных листов
  5. IV. Оформление результатов ревизии (проверки)
  6. Teст Колмогорова-Смирнова для количественной проверки формы распределения
  7. АКТ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
  8. Акт камеральной налоговой проверки
  9. АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
  10. АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
  11. Акт проверки постановки
  12. АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен

Акт подписывается инспекторами, которые проводили проверку, и налогоплательщиком или его представителем (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Как правило, в проверке участвуют несколько инспекторов. Свою подпись на акте должен проставить каждый инспектор, который уполномочен решением налогового органа на проведение выездной проверки.

Примечание

О форме и содержании решения о проведении выездной проверки вы можете узнать в разд. 10.6 «Решение о проведении выездной налоговой проверки».

Если в проверке участвуют сотрудники других госорганов (п. 1 ст. 36 НК РФ), то они также подписывают акт (абз. 1 п. 2 ст. 100 НК РФ).

Если акт подписали не все проверяющие, это нарушает требования п. 2 ст. 100 НК РФ. Однако однозначной отмены решения по итогам выездной проверки данное нарушение не повлечет. Ведь безусловной отмене решение подлежит, только если не было обеспечено право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Подаем сведения в пенсионный фонд

Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен

Тем не менее в арбитражной практике есть примеры, когда судьи признают незаконным решение по итогам выездной проверки на том основании, что акт подписан не всеми проверяющими (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 N А19-18236/09).

При выездных проверках, проводимых с участием налогового инспектора и сотрудника органа внутренних дел, случается, что акт подписывает только один из них. К примеру, на акте стоит подпись сотрудника ОВД, но нет подписи сотрудника налогового органа, участвующего в проверке. Отметим, что в одной из таких ситуаций ФАС Восточно-Сибирского округа признал это достаточным основанием для отмены решения налогового органа, принятого по проверке (Постановление от 20.07.2010 N А58-8797/09).

Акт подписывают не только проверяющие, но и проверяемый налогоплательщик. Налогоплательщик (его представитель) может отказаться от подписания акта. В этом случае проверяющие ставят на акте соответствующую отметку (п. 2 ст. 100 НК РФ). Указанная надпись должна содержать должность, фамилию, имя и отчество лица, отказавшегося от подписания акта. Она заверяется подписью проверяющего с указанием даты (п. 1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки).

Подписание акта не означает, что вы согласны с выводами налоговиков о допущенных вами нарушениях. У вас в любом случае есть право подать возражения на акт выездной проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) или возразить по существу при рассмотрении материалов выездной проверки (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Примечание

С порядком предъявления возражений на акт выездной проверки и дачи объяснений при рассмотрении материалов проверки вы можете ознакомиться соответственно в гл. 15 «Возражения на акт выездной проверки» и разд. 23.3 «Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки».

А поскольку подпись на акте не может иметь для вас негативных последствий, отказываться от подписания не имеет практического смысла. Более того, этим вы можете вызвать негативную реакцию лиц, которые будут принимать или пересматривать решение по итогам вашей выездной проверки.

СИТУАЦИЯ: Может ли подписать акт выездной проверки лицо, которое не участвовало в проверке

В силу прямого указания абз. 1 п. 2 ст. 100 НК РФ акт выездной проверки должен быть подписан лицами, которые проводили проверку.

Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен

Как видим, подписание акта лицом, которое не участвовало в проверке, нарушает нормы Налогового кодекса РФ. А значит, может служить основанием для отмены решения по результатам проверки (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Однако надо учитывать, что подобные нарушения не являются безусловным основанием для отмены решения налогового органа <7>.

Поэтому на практике в случае обжалования решения по итогам проверки вышестоящий орган или суд будут оценивать данное нарушение с учетом более существенных обстоятельств. И надеяться на отмену решения только по такому формальному основанию не стоит.

Об этом свидетельствует и судебная практика (см., например, Определение ВАС РФ от 23.07.2007 N 8645/07, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2010 N А66-5153/2006, ФАС Дальневосточного округа от 29.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3516).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма.

Предлагаем ознакомиться:  Возврат налога и вычет при общей совместной собственности

Ситуация: вправе ли инспекция передать акт налоговой проверки (камеральной, выездной) заказным письмом (по почте), если организация не уклоняется от его получения?

Инспекция может направить акт налоговой проверки заказным письмом. Но датой его получения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки заказного письма, только если организация уклонялась от получения акта. Если организация от получения акта не уклонялась, то днем его вручения следует считать день фактического получения заказного письма организацией.

Данный вывод следует исходя из совокупности следующий норм.

Налоговое законодательство указывает, что инспекция вправе передать акт налоговой проверки лично под расписку или иными способами, свидетельствующими о дате получения акта организацией. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Следовательно, отправка акта заказным письмом не является нарушением законодательства со стороны инспекции, поскольку такой способ передачи позволяет достоверно определить дату фактического получения акта организацией.

Вместе с тем, законодательство уточняет, что направить акт налоговой проверки заказным письмом инспекция вправе, только если организация уклоняется от его получения. В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Официальную точку зрения по этому поводу контролирующие ведомства не высказывали. Но в арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2009 г. № А55-5813/2009).

Ситуация: по какому адресу организации – юридическому или фактическому – инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной)?

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по месту нахождения организации, то есть по ее юридическому адресу, который указан в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31, п. 5 ст. 100 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981.

Ситуация: обязана ли инспекция прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки (выездной, камеральной)?

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

При этом нужно учитывать следующие особенности.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от других источников (например, документы контрагентов, протоколы опроса свидетелей), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки. Данная обязанность сохраняется, даже если сведения, полученные от третьих лиц:

  • составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую);
  • содержат персональные данные граждан.

В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией.

Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Решение по акту

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации.

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector